Phoenix Point — новая смесь тактики и стратегии от Джулиана Голлопа, автора оригинальной игры X-COM. В новой игре присутствуют угроза со стороны пришельцев, симуляция деятельности людских фракций и даже более того, но обо всём по порядку.
Стоит внести ясность, Phoenix Point — это не просто ремейк X-COM. Если тактика в Phoenix Point пошаговая и напоминает тактику из ребута от Firaxis (причём поверхность тактических уровней разрушаемая, а сами уровни генерируются процедурно), то стратегический уровень частично вдохновлён «Туманом» Стивена Кинга.
Будущее человечества ужасно. Phoenix Point — единственная его надежда. Вас назначили быть лидером группы людей оторванного от остального мира поселения. Как лидер вы должны будете повести свою группу в недалёкие уголки мира, которого постигла смерть и разруха, для добычи еды и других ресурсов и вернуться домой — в Phoenix Point.
Время действия игры — 2046 год, оставшиеся представители человеческой расы скрываются в убежищах, что разбросаны по всему миру. Несколько десятков лет назад растаяли ледники, содержавшие страшный чужацкий вирус, который вскоре распространился по всему мировому океану и благодаря которому произошла мутация большинства обитателей вод. В игре мутанты выходят из морской пучины и терроризируют обитателей суши.
Вирус распространяется также в виде тумана, его область влияния можно будет видеть на стратегической карте. В тактическом бою туман также будет играть важнейшую роль. В игре есть система укрытий и обычный туман войны. Обе системы скрывают существ и защищают их.
После ознакомления с игрой Phoenix Point возникают разные мысли, но ключевая из них — неизвестность повсюду, и она страшит. Враги, по заверениям Голлопа, будут научены противостоять типичным тактикам на поле боя и всячески усложнять вам виртуальную жизнь. Если вы отразите первую волну, используя высокоточные выстрелы снайпера, следующая волна будет состоять из существ с толстым хитиновым покровом. Противники, защищённые хитиновой бронёй, отлично горят и подыхают от взрывов.
Если контр-тактика мутантов не сработает, они всегда смогут одолеть неподготовленного или невнимательного игрока размером своих армий. Процедурная генерация затрагивает также и монстров. Есть неизменяемые части тела, есть те, которые могут подвергнуться процедурной генерации — стать больше и сильнее.
Краболюди, мутанты, в которых легко узнаются ктулхоиды, акулолюди — не всё, что представлено в бестиарии игры. По мере завоевания суши монстрами будут появляться и новые гибриды среди них.
Пингвины, слоны, летучие мыши, насекомые, хамелеоны — источников вдохновения множество, по словам Голлопа. Вся фауна — его мастерская. Труды Дали и Кроненберга соединяются вместе в игре Phoenix Point. Чудовища не будут каждый раз диковинными, Голлоп лишь желает сделать их нагоняющими страх. Мускулистые мутоны выглядят словно малыши по сравнению с монстрами Голлопа из его новой игры.
Первой показанной RPS миссией была миссия по захвату нефтяной вышки, которая подверглась атаке существ из глубины. Сама демопрезентация открывалась цитатой Лавкрафта. Начало игры больше напоминало Cthulhu: Dark Corners of the Earth, чем X-COM. Сонмища гаргантюа, вышедшие из морской пучины, биологическая катастрофа — лишь начало. Космические корни вируса в сюжете будут раскрыты позже. У игры несколько концовок, сам сюжет пока держится в секрете.
Люди других убежищ, расположенных в местах, куда туман не может проникнуть, могут быть настроены к вам как дружелюбно, так и враждебно. ИИ, командующий убежищами, может создать войну даже с самим собой — то есть в игре присутствует некая симуляция жизни. Phoenix Point, как и парадоксовские игры, может играть в саму себя, обращая внимание на игрока тогда, когда игре это нужно.
В Phoenix Point, как и в Apocalypse, фракциям необходимо выживать, они развивают свои технологии, создают союзы, их представители бродят по карте. Люди из убежищ также ведут войну с чужаками.
Убежища воюют друг с другом, потому что люди, обитающие в них, резко различаются мировоззрением, долгие годы изоляционизма сделали из них агрессивных ксенофобов. И потом, ресурсы конечны, и за них идёт война. Если группа людей из убежища не пожелает торговаться, рейд — единственный выход. Phoenix Point сложнее, чем игры от Firaxis, хотя бы потому что добавился этот нюанс.
Разная идеология — причина для того, чтобы идти порознь в мире Джулиана Голлопа. Жители Святилища — группа учёных-экологов, верящая, что с пришельцами можно ужиться. В конце игры они разработают искусственную биосферу, содержащую все виды живых существ. В начале игры у них есть технология сопротивления туману. Их девиз: «Наше место — здесь, ваше — там». Другая группа людей, настроенная совершенно по-иному — Человеческая Лига. Она состоит из выживальщиков-милитаристов, решивших, что с инопланетной угрозой можно разобраться только с помощью силы. Ещё одна сторона: Advena Domine — религиозный культ, владеющий относительно безопасным путём превращения людей в чужаков. Обычно человек, попавший под влияние тумана, теряет самообладание, становится марионеткой в руках пришельцев, но у культистов есть технология, благодаря которой можно сохранить независимость рассудка. Риск потерять человечность при совершении ритуала также есть в игре.
Если у вас есть союз с какой-либо фракцией, вы сможете использовать древо технологий этой фракции. Одни фракции строят арсеналы, другие возводят лаборатории для аутопсии (вскрытия). Даже без союза с культистами вы сможете изучать пришельцев, чтобы использовать их наработки для своей пользы.
В начале игры вы имеете преимущество над пришельцами, но не численное, а технологическое. В то время как чужаки видоизменяются и становятся более грозными, вы сможете выполнять миссии для других убежищ в обмен на их ресурсы и технологии. Защищать своё убежище от атак также ваша задача. Если туман окажется поблизости, то вам не сдобровать — последует нападение. Вам также надо будет расширять свою территорию — чем больше зоны для поиска ресурсов, тем лучше же для вас. Стратегическая карта напоминает обновлённую версию той, что была в X-COM. На этой карте вы сможете проследить продвижение тумана, увидеть ближайшие зоны для сбора ресурсов и убежища.
Но больше времени вы потратите, конечно же, на бои. Уровни, как и монстры, процедурно генерируемые. Визуально всё это напоминает XCOM от Firaxis. Но есть нововведения: как в Fallout, можно целиться в отдельные части тела. Выстрел в руку может обезвредить противника или вывести из строя его оружие, повреждение ног снизит дальность передвижения врага или совсем обездвижит его. В миссии журналисту RPS было показано существо, которое испустило из нароста на спине туман, что почти скрыл мутанта и снизил точность выстрелов в него.
Вирусный туман играет ключевую роль в битвах, он обеспечивает дополнительное укрытие врагу, работает словно ещё один туман войны. Вирусный туман не так-то просто рассеять. В одном из случаев нужно, например, выстрелить в спинной нарост, приведя монстра в бешенство.
Каждый процедурно генерируемый уровень имеет свою мини-цель: занять выгодную позицию, комнату управления или захватить чужацкий объект. За каждую успешную миссию игроку выдаются карты. Перед каждой последующей битвой эти карты дают какой-либо бонусный эффект солдату или целой группе бойцов. Бойцы, как и в XCOM1-2, кастомизируемы. Броня, пушки, дроны — всё к вашим услугам. В Phoenix Point легче, чем в XCOM1-2, диверсифицировать отряды. В игре Голлопа проще найти подходящего солдата или подобрать отряд под какую-либо миссию.
Дипломатия на карте, симуляция жизни, процедурно генерируемые чужаки служат одной цели — созданию стратегии с открытым миром, игры, где нужно всё схватывать на лету, продумывать каждый свой ход. Успешная тактика в следующей раз может оказаться провальной, ведь ИИ-враг не дремлет и работает над собой. На каждый камень есть своя бумага. На каждую бумагу найдутся ножницы.
Атмосфера X-COM и качество ребута XCOM, возможно, создадут уникальную игру. Разработчик надеется выпустить Phoenix Point хотя бы во второй половине 2018 года.
Кажется, автор извлёк множество уроков: из разработки своих прошлых игр, из ошибок Firaxis. Хоррор и грандстратегия — нас ожидает удивительный коктейль.